Четверг, 21.09.2017, 15:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка Хохловой И.В.

Меню сайта
Рос.образование
ФИПИ
Учёба.ru
Край
АКИПКРО
Район
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Технология развития критического мышления

       

Презентация

Технология развития критического мышления на уроках английского языка (из опыта работы)

Что такое критическое мышление?  Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения

 

Сравнение признаков обычного (бытового) и критического мышления:

 

Характерные признаки бытового мышления:

 

Доверие к информации

Характерные признаки критического мышления:

 

Допущение разных трактовок информации

Объединение понятий по ассоциации

Понимание принципов, механизмов

Предположение без достаточных оснований

Построение гипотезы

Случайная группировка фактов, явлений

Обоснованная классификация фактов, явлений

Высказывание неаргументированного мнения или суждения на основе интуитивной догадки

Высказывание аргументированного мнения

Стихийное предпочтение

Взвешенное, оценивающее суждение

Формулирование суждений без опоры на критерии

Формулирование суждений на основе критериев

Спонтанная формулировка выводов

Логическая формулировка выводов как следствие предварительного анализа

 

Структура критического мышления включает:

-анализ;

-синтез;

-продуцирование новых идей;

-умение работать с понятиями, суждениями;

-взвешенность , логичность суждений;

-осмысление ранее приобретённого опыта;

-целенаправленность;

-навыки рефлексии.

 

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

- Готовность к планированию

- Гибкость.

- Настойчивость.

- Готовность исправлять свои ошибки

- Осознание

- Поиск компромиссных решений

 

 

 Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное.

 

       Любой ли человек может мыслить критически?

Ж. Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени.

        Иностранный язык, наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении иностранному языку знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе. Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования людей, а учитель становится важным звеном в этом процессе: он может или способствовать или препятствовать ему.

 Технология критического мышления дает ученику:

 - повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - умение критически мыслить;

 - умение ответственно относиться к собственному образованию;

 - умение работать в сотрудничестве с другими;

 - повышение качества образования учеников;

 - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 Технология критического мышления дает учителю:

 - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

 - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

 - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

 - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

 

    Этапы урока с использованием технологии критического мышления:

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

 Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

В процессе реализации стадии вызова важно:

1) Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

2)Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний.

3)Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствовует выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, занятия в небольших группах позволяют учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно.

Вторая стадия – «осмысление» (realization of meaning) - содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная  работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

 Вторая стадия направлена на получение новой информации, сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, используя методы активного чтения.

 Таким образом, на данном этапе учащиеся  осуществляют контакт с новой информацией;           - сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

-акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;

 -  обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы,  стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;

- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации (в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении),  отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом, предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. На данном этапе сочетание индивидуальной и групповой форм работы является наиболее целесообразным.

       В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.   

Устная форма рефлексии предполагает диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.

Письменная форма- анкетирование и опросы с использованием различных методик, ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\ несогласие с утверждениями, графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров, а также творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение и т.п.

 

                                 Приемы и стратегии для каждого из этапов

Этапы

вызов

реализация

рефлексия

Приемы

- «Мозговой штурм»

- кластеры

- концептуальное колесо

- Прогнозирование (по портрету, картине)

- Прогнозирование по ключевым словам

- таблица тонких и толстых вопросов

- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

- круги по воде

- Таблица «З–Х–У»

- верные и неверные утверждения

- Чтение текста с маркировкой по методу insert

- стратегия «Идеал»

- стратегия «фишбоун»

- зигзаг

- Выделение ключевых слов подчёркиванием

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

-чтение текста с остановками

-– синквейн

- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

- Достраивание кластера из ключевых слов

- Ответы на поставленные вопросы.

- Организация устных и письменных круглых столов.

- Организация различных видов дискуссий.

- Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Рассмотрим более подробно некоторые методы ТКМ.

Мозговой штурм”

 Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

 "Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

 Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

 Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

 Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Кластер («гроздь»)

– графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями»

Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Данный метод- это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

 Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)

 Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Идеи записываются в первую колонку таблицы. Затем учащиеся записывают  в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить во время работы с предложенным текстом. В процессе чтения учащиеся  записывают ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

 Если после работы с текстом остаются невыясненные моменты, учащимся предлагаются способы поиска необходимой дополнительной информации.

Знаем

Хотим узнать

Узнаем

 7) Метод Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

R – reading

T – thinking

 При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста):

 v  то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

–   то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+   то, что вы читаете, является для вас новым;

?    то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

  После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Сначала заполняется 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

                V

                  -

             +

               ?

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

 Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. 

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем «ИДЕАЛ», которая можно применить в работе с текстами и при анализе ситуаций.

 I   Identify a problem   

D   Debate a problem    

E  Essential solutions     

A   Activity                    

L   Logical conclusions  

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он           должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов    решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь       запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической     организации идей можно использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Ученики, взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Лист для решения проблем;

1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?

 2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

 3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужнознать героям?

 4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?

5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?

 Зигзаг 

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.  1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом, выделяя главную информацию в форме опорного конспекта или кластера. Затем учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.На стадии размышления осуществляется работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Данный прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

   Творческая форма рефлексии – Синквейн

 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

 Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

   Выводы:

  Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

 Работа по развитию критического мышления школьников позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать такие образовательные задачи, как формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие мышления, творческих способностей.

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить не только образовательные, но и воспитательные ,и развивающие задачи.

 

Форма входа
Calendar/Time
Цитата дня
УГА
Сетевой город
ФЦИОР
ЕК ЦОР
Эффектико пресс
Онлайн-переводчик
Weather

Copyright MyCorp © 2017